1336080308 Air Cond System

Промывка автомобильных кондиционеров

Наверняка каждый профессионал, занимающийся ремонтом автомобильных систем кондиционирования, сталкивался с необходимостью их промывки и очистки. Особенную актуальность этот вопрос обретает после выхода из строя компрессора кондиционера, попадание грязи, шлаков и обломков в систему, старения масла и накопления загрязнений. Именно вопросам промывки и чистки системы автомобильного кондиционера и будет посвящена эта небольшая статья.

Как было сказано, основной задачей при промывке системы кондиционирования, является удаление загрязнений и отработавшего масла. Большинство производителей запасных частей для автокондиционеров настаивают на необходимости промывки перед установкой комплектующих, иначе Вы рискуете утратить гарантию на меняемую запчасть. В то же время, собственно автопроизводители, не рекомендуют производить промывку системы. Но, разобравшись, оказывается, что они не рекомендуют это делать только потому, что сотни и тысячи обращений, после неправильных действий некоторых автосервисов, заставляют вообще запретить вмешательство в систему кондиционирования автомобиля. А тем временем, грязь, влага, кислоты и соли, реактивы от дорожного покрытия, делают своё дело, забивая капиллярные трубки, разрушая резиновые компоненты и выводя со строя такой вроде надёжный кондиционер вашего авто. Поэтому в любом случае, автокондиционер, как и любой другой агрегат, требует соответствующего периодического сервисного обслуживания.

Кратко рассмотрим строение основных присутствующих на рынке систем кондиционирования автомобиля и распределение существующих жидкостей в них.

Практически, в мире существует так называемые одобренные (approved) и не одобренные (notapproved) подходы к промывке автомобильных систем кондиционирования.

К одобренным методам относятся:

1) Промывка в Разомкнутом Цикле химическими веществами DURAFLUSH или HCFC 141B

Рекомендовано такими производителями как Everco, Murray, FourSeasons.

2) Промывка в Замкнутом Цикле непрерывным потоком на базе оборудования и реактивов Wigam, Cliplightили др. – ContinuousFlowPowerFlushSystem (система промывки непрерывным потоком).

3) Промывка в Замкнутом Цикле пульсирующим потоком на базе оборудования и реактивовWigam, Hecatили др. – PulsingFlowPowerFlushSystem (система промывки пульсирующим потоком)

4) Стоит добавить и ещё один специфический и мало распространенный метод. Он запатентован под номером USP 5452586 USA. Суть метода – некоторые органические диэстеры и триэстеры   могут быть очень полезны как промывочные масла при пере ориентировании работы систем кондиционирования с CFC хладогенов(R12 например) к HFC хладогенам.

К не одобренным методам относятся:

1) Промывка в Замкнутом Цикле при помощи хладогенов R12 или R134a использованием аппаратов для заправки, откачки регенерации хладогенов.

2) Промывка в Разомкнутом цикле с использованием ручного продувочного пистолета и терпеновых очистителей.

3) Промывка любыми промывочными жидкостями, такими как минеральные масла, минеральные растворители, спирты, изопропанолом, ацетоном, толуолом, гептаном.

4) Промывка любыми жидкостями, которые могут принести вред здоровью человека или окружающей среде: трихлорэтилен, трихлорэтен, тетрахлорэтилен, R11, R113.

5) Промывка другими чистящими жидкостями, такими как очистители тормозов, дегидрататоры, очистители карбюраторов, и другими веществами, способными разрушить резиновые уплотнения и ухудшить смазку компонентов.

Кратко остановимся на не одобренных методах, укажем на некоторые особенности того, чего не стоит делать, и перейдём к одобренным методам и алгоритмам их реализации.

Ни когда не стоит промывать Компрессор, Терморегулирующий вентиль (ТРВ), Фильтр-Осушитель (Ресивер) и Аккумулятор, а так же трубки, содержащие фильтры, и капиллярная трубка (Orificetube).

В этом случае необходим следующий алгоритм:

а) Осушитель (Ресивер) и Аккумулятор – замена (встроенный влагопоглотитель со временем насыщается и теряет способность поглощать влагу)

б) Компрессор – слить масло, залить новое масло в соответствии с объемом, указанным в сервисной документации, провернуть вручную около 20-ти раз в направлении вращения, что бы свежее масло прокачалось через компрессор. Эта операция необходима во избежания гидроудара – ведь компрессор сжимает газ, а не жидкость. К слову, именно компрессор чаще всего выходит со строя. Влага, попадая в контур, вступает в реакцию с хладоном и маслом. В результате образуется кислота, которая имеет очень сильные коррозирующие свойства. Она разъедает металлические части компрессора. А масляное голодание компрессора и чрезмерный износ тефлоновых поршневых колец и образует своеобразную чёрную жижу (так называемую «Чёрную смерть» или «BlackDeath»), которая к тому же забивает и все остальные компоненты системы.

в) Терморегулирующий вентиль (ТРВ) – замена. В некоторых случаях, когда речь идёт о ТРВ, имеющем внутренний входной фильтр, можно попробовать снять и очистить этот фильтр. Если же есть подтверждение о загрязнении самого ТРВ, то он подлежит замене.

г) Капиллярная трубка – является отличным указателем  состояния системы, своего рода индикатором. Ведь если она имеет отложения, грязь и другие сторонние вещества, я это лишь малая часть загрязнений, то, сколько же их содержится в конденсаторе, компрессоре и других   компонентах системы. Большинство производителей рекомендуют замену капиллярной трубки при обнаружении малейших признаков загрязнения. Не рекомендуется промывать капиллярную трубку.

1) Стоит оговорится, что промывка при помощи хладогенов R12 или R134a использованием аппаратов для заправки, откачки и регенерации хладогенов одобрена только GM. Подобная промывка действительно может быть полезна в случае, если не известно количество масла в системе или при периодическом сервисном обслуживании. В то же время Toyota и Chrysler и рекомендуют замену конденсатора и трубок.

2) Промывка в Разомкнутом цикле с использованием ручного продувочного пистолета и терпеновых очистителей не приводит к желаемым результатам в силу кратковременности, особенностей строения конденсатора и осушителя, не достаточной промывочной способности терпеновых очистителей

3), 4) и 5) Методы не оправдывают себя ввиду их вредности для компонентов системы, человеческого здоровья или окружающей среды.

Теперь перейдём к методам и алгоритмам одобренным и признанным.

В первую очередь, рассмотрим компоненты, которые подлежат промывке.

К ним относятся: шланги, конденсатор и испаритель

а) Шланги. Необходимый компонент системы. Служат для транспортировки хладона. Исключением для промывки служат шланги, содержащие встроенные фильтры. Часть масла так же оседает на внутренних стенках шлангов и трубок.

б) Конденсатор. Предназначен для отбора энергии хладона. В результате происходит переход хладона из газообразного состояния в жидкий. Существует несколько типов конденсаторов:

– Трубчатые с дорнованными   пластинчатыми рёбрами  (медные или алюминиевые трубки и алюминиевые пластины)

– Из плоскоовальных алюминиевых трубок со строганным  оребрением

– Из плоскоовальных алюминиевых трубок с паянным гофрированным  оребрением с просечками или без просечек

– Параллельно-поточные плоскоовальные типа MF

Конденсатор, с точки зрения промывки, является коллектором мусора. Любой хлам с компрессора попадает прямиком в конденсатор. Это одна из низших точек в системе, поэтому природно, что масло и отложения скапливаются в нём. Но грязь не остаётся на месте. Хладон, протекая через конденсатор, подхватывает грязь, увлекая её к капиллярной трубке, ТРВ, испарителю, и даже к обратно к компрессору. Мусор может заблокировать капиллярную трубку или ТРВ и привести к потере производительности системы. Эти отложения могут так же блокировать подачу масла к компрессору и преждевременному выходу его со строя. Нужно обращать внимание на тип промываемого конденсатора.

Ведь если мы имеем дело с конденсатором с плоско – параллельным потоком, то промывочная жидкость будет следовать по пути наименьшего сопротивления. В этом случае, жидкость будет протекать не через все каналы, особенно если некоторые из них частично или полностью блокированы. Иногда попытка промыть конденсатор с плоско – параллельным потоком может оказаться пустой тратой времени. Так же может оказаться пустой тратой времени и промывка новых блочных серпантинных конденсаторов с диаметром трубок от 0.040 дюйма до 0.060 дюйма. Эти конденсаторы имеют очень хороший теплообмен, но очень плохо поддаются промывке. Более старые трубчатые с дорнованными пластинчатыми рёбрами конденсаторы, я так же серпантинные конденсаторы, как правило, поддаются промывке довольно легко.

в) Испаритель. Предназначен для отбора энергии поступающего воздуха и передачу её хладону. Это теплообменник, в котором происходит испарение жидкого хладогена с отбором тепла. Первоначально, в качестве испарителей применялись меднопаяные трубчатые теплообменники с дорнованным пластинчатым оребрением. В системах с хладогеном R134aв качестве испарителя предпочтительны алюминиевые пластинчатые теплообменники с гофрированным оребрением (типа ST), имеющие более высокие удельную эффективность, малую массу и габариты. Для уменьшения гидравлического сопротивления, внутри такого испарителя, как правило, организованы параллельные потоки хладагента. Алюминиевые пластинчатые испарители выпускаются в 2 исполнениях: однобачковые и двухбачковые.

Типично, новые испарители построены по много поточной схеме

Существует насколько точек зрения на промывку Испарителя. Большинство техников утверждает, что промывать Испаритель стоит, но некоторые могут утверждать, что это не стоит прилагать особых усилий по двум причинам. Во первых – может оказаться очень тяжело удалить промывочную жидкость с некоторых испарителей. Иногда риск не полного удаления промывочной жидкости может перевесить выигрыш от промывки компонента. Во вторых – кто то может отметить, что испаритель практически всегда остаётся чистым, потому что грязь, циркулирующая в системе, сначала улавливается Осушителем (Ресивером), а потом входным фильтром терморегулирующего вентиля (ТРВ). В случае капиллярной трубки (Orificetube), большинство загрязнений улавливается входным фильтром капиллярной трубки перед тем как достигнуть Испарителя.

Когда же промывка Испарителя на самом деле необходима, так это в случае блочного терморегулирующего вентиля (ТРВ), который не имеет входного фильтра. В этом случае, грязь с пробитого Осушителя (Ресивера) вполне может найти свой путь в испаритель. В дополнение, масло обычно аккумулируется в низших точках Испарителя. Поэтому, если одна из Ваших задач – удалить грязное масло с системы – вы найдёте достаточно его на дне Испарителя.

Уделим теперь немного внимания признанным и сертифицированным жидкостям для промывки систем кондиционирования. Промывочная жидкость должна иметь хорошие растворяющие характеристики, быть совместимой со всеми компонентами системы (О – кольцами, уплотнителями, и т.д.), быть безопасной и лёгкой в использовании, высыхать быстро и не оставлять осадков, которые позже могут привести к загрязнению системы, не огнеопасной. В своё время для промывки использовался дихлорметан R11, но сейчас он не используется в связи с запретом хладогенов на базе CFC. Хладоны R12 и R134a тоже могут использоваться в качестве промывочных жидкостей, но они полностью не удаляют абразивные грязи и отложения. Долго высыхающие гидрокарбоновые растворители на базе минеральных масел тоже используются, но требуют долгого времени промывки, специального промывочного оборудования, и представляют проблему для полного удаления остатков из компонентов. Некоторые же промывочные жидкости опасны для здоровья или огнеопасны.

В данное время, одним из перспективных реактивов, одобренным многими производителями, считается HCFC – 141B. Эта промывочная жидкость выпускаемая под маркой многих производителей называется «DuraFlush 141» и «Acc-U-Flush». HCFC – 141B имеет уникальные чистящие способности, испаряется быстро, и практически не оставляет осадков в системе (меньше чем 4 ppm). Этот реактив не огнеопасен, безопасен в использовании и совместим с системами на базе R-12 и R-134. Данная промывочная жидкость может использоваться в любых из одобренных методов промывки.

Химические характеристики:141b Dura FlushНа основе спиртовНа основе терпеновНа основе растворителей
Огнеопасность:Не огнеопасныйСильно огнеопасныйСлабо огнеопасныйОгнеопасный
Промывочная способность:ОтличнаяОчень хорошаяХорошаяХорошая
Совместимость с различными системами кондиционирования:ХорошаяХорошаяМожет разрушать резиновые кольца и шлангиМожет разрушать резиновые кольца и шланги
Лёгкость в использовании:Легкий в использовании.Может использоваться в Промывке Разомкнутого Цикла с использованием ручного пистолета. Очень быстро испаряетсяОчень тяжёлый в удалении. Реактив не полностью удаляется из системы, циркулируя потом с остатками маслаМожет использоваться только при промывке в Замкнутом Цикле непрерывным или пульсирующим потоком. Запрещён для использования при Промывке в Разомкнутом Цикле с использованием ручного пистолетаОчень тяжёл в использовании, так как необходимы дополнительные меры безопасности при работе с таким взрывоопасным материалом
Цена/Качество:Уменьшает количество возвратов. Используется с любым оборудованием (в том числе и самым не дорогим).Необходимо много времени для удаления остатков промывочной жидкости. Остатки промывочной жидкости могут привести к преждевременному выходу компрессора со строяБольшое время промывки и обработки. Требует дорогостоящего оборудования.Риск возгорания, который тяжело игнорировать. Дополнительное время для удаления и утилизации.
Коэффициент испарения:Большой – легко удалять из системыМалый – Остаётся в системе после промывкиМалый – Остаётся в системе после промывкиСредний – необходимо дополнительное время для удаления

Таблица 1. Сравнительная характеристика промывочных жидкостей

Дополнительно: HCFC-141b имеет малую остроту и субхроничную ингаляционную токсичность

HCFC-141b способствует увеличению частоты заболевания не опасной для жизни опухолью только при продолжительном воздействии и в большой концентрации

HCFC-141b не приводит к умственным и психическим расстройствам

HCFC-141b не воздействует на систему размножения

HCFC-141b не генотоксичен

А сейчас перейдём собственно к методам и алгоритмам промывки систем кондиционирования.

Промывка в Разомкнутом Цикле химическими веществами DURAFLUSH или HCFC 141B. Данный метод предусматривает отсоединение каждого компонента, создания в нём потока промывочной жидкости высокого давления в обратном направлении и сбор отработанной жидкости в контейнер.

Промывка в Замкнутом Цикле непрерывным потоком – ContinuousFlowPowerFlushSystem (система промывки непрерывным потоком), и Промывка в Замкнутом Цикле пульсирующим потоком – PulsingFlowPowerFlushSystem (система промывки пульсирующим потоком), предусматривают отсоединение каждого компонента, создания в нём потока промывочной жидкости высокого давления в обратном направлении и сбор отработанной жидкости в контейнер аппарата для дальнейшей очистки и промывки. Эти два метода отличаются реактивами и способом нагнетания (постоянный или пульсирующий поток).

На данном этапе простым и апробированным является оборудование фирмы Wigam, работающее по принципу Промывки в Замкнутом Цикле непрерывным потоком – ContinuousFlowPowerFlushSystem (система промывки непрерывным потоком). Оборудование позволяет с лёгкостью промывать как компоненты автомобильных так и бытовых климатических установок.

В общем, алгоритм промывки можно сформулировать следующим образом:

1) Удалить из системы кондиционирования хладогент;

2) Произвести осмотр капиллярной трубки или ТРВ. При необходимости заменить;

3) Снять компрессор, произвести осмотр и замену масла согласно процедуре описанной выше;

4) Отсоединить компоненты, который необходимо промыть, извлеките их из автомобиля. Внимание, при промывке испарителя, обязательно извлекайте его из автомобиля;

5) Подсоединить устройство для промывки;

6) Произвести промывку компонента сначала в прямом, а потом в обратном потоку направлениях, при этом вращайте компонент во время промывки для лучшего заполнения каналов промывочной жидкостью;

7) Продуть компонент осушенным азотом в прямом, и обратном потоку направлениях;

8) Заменить Фильтр-Осушитель (Ресивер);

9) Собрать систему. Не используйте PAG масла для смазывания резиновых уплотнителей системы кондиционирования при сборке. Данное масло гигроскопично, что приводит к втягиванию влаги в посадочные места с последующим окислением и координированием;

10) Произвести вакуумирование не менее 120 минут;

11) Заправить систему маслом, красителем и хладоном.

Проделав все вышеописанные процедуры, Вы получите чистую, работоспособную систему с отличной производительностью.

Краткое резюме в заключение

1) В первую очередь компрессор выходит со строя в связи с масляным голоданием, происходящим из-за пробок и загрязнений в контуре.

2) Использование R11 или R141b означает, что в связи с низкой температурой кипения, весь очиститель быстро испаряется в системе, не оставляя жидких остатков, которые могли бы принести вред.

3)  Некоторые растворители, применяемые для промывки, которые остались в системе, способны быстро и хорошо устранять смазывающие свойства масла, приводя компрессор к масляному голоданию

4) Масло в контуре кондиционера присутствует повсюду. Оно образует тонкую плёнку и на патрубках и шлангах. К этой плёнке, подобно поверхности свежеокрашенной лавочки, прилипает мусор и загрязнения. Поэтому, одной из задач промывки контура, есть именно полное удаление старого масла из контура. Поэтому, понимая, что основное задание промывки – удаление масла, приходим к выводу, что простая продувка системы не эффективна. В этом случае может применяться продувка системы только совместно с специальным жидким растворителем.

5) Система кондиционирования должна быть промыта во всех случаях, когда выходил со строя компрессор, или когда обнаружены следы загрязнения.

6) При любом сервисном обслуживании, хорошей привычкой является осмотр дроссельной трубки. Входной фильтр дроссельной трубки может многое рассказать о состоянии системы и наличии загрязнений.

7) Обычно, загрязнение системы кондиционирования выражено в форме чёрного масла, сторонних материалов или мусора, включая металлические части, коррозии алюминия (в виде белой пудры), частиц тефлоновых поршневых колец компрессора или остатков резиновых уплотнительных колец.

8) Никогда не пытайтесь чистить дроссельную трубку. При наличии загрязнений она подлежит немедленной замене.

9) Разделите систему на отдельные компоненты и производите промывку каждого разрешённого компонента отдельно

10)  Используйте дополнительный встроенный фильтр для полноценной защиты системы от загрязнений. Он так же применим в методе «Живой промывки» штатным хладогеном с добавкой чистящих присадок на автомобиле.

11) Требования к очистителям:

– жидкость должна быть совместима со всеми элементами системы

– низкая температура кипения и быстрая испаряемость

– жидкость должна не оставлять остатков и отложений

– жидкость должна быть свежей и ранее не использоваться

– жидкость должна быть не огнеопасной

12) Помните основную цель промывки – удалить старое масло и загрязнения.


Похожие статьи

Выход из строя автокондиционера: причины и способы их устранения

Выход из строя автокондиционера: причины и способы их устранения

Как обнаружить утечку фреона в автомобилеВыход из строя автокондиционера: причины и способы их устраненияВодители давно привыкли к комфортным условиям в салоне, которые обеспечивает кондиционер. Поэто..

Выбор оборудования и инструмента для ремонта и обслуживания автомобильных кондиционеров

Выбор оборудования и инструмента для ремонта и обслуживания автомобильных кондиционеров

Правильный выбор оборудования для ремонта автомобильных кондиционеровУ каждого руководителя автосервиса при обращениии к ним клиентов с потребностью в ремонте кондиционера возникают вопросы: Где приоб..

Необходимое оборудование и инструмент для ремонта и обслуживания автомобильных кондиционеров

Необходимое оборудование и инструмент для ремонта и обслуживания автомобильных кондиционеров

Необходимое оборудование и инструмент для заправки и чисткиСпециализированные аппараты и приборы для самостоятельной заправки или дозаправки автомобильных кондиционеров представляют собой необходимый ..

Установки (станции) для откачки и сбора (эвакуации) фреона из автокондиционеров и спецтехники

Установки (станции) для откачки и сбора (эвакуации) фреона из автокондиционеров и спецтехники

Сбор хладагентаСбор хладагента из холодильного контура систем охлаждения и кондиционирования воздухаВ данном разделе подробно описываются все методы сбора хладагента из систем охлаждения и кондиционир..

Всё о заправке автокондиционеров фреоном

Всё о заправке автокондиционеров фреоном

Всё о заправке автокондиционеров фреономЗаправка автокондиционеров фреоном или любым другим хладагентом проводится по мере необходимости раз в 3-5 лет. В полностью исправном кондиционере считаетс..

Сбор хладагента из холодильного контура систем охлаждения и кондиционирования воздуха

Сбор хладагента из холодильного контура систем охлаждения и кондиционирования воздуха

Сбор хладагента из холодильного контура систем охлаждения и кондиционирования воздухаВ настоящий момент существует всего три способа сбора хладагента из холодильного контура системы:Сбор пара - самый ..

Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо